Региональный фонд поддержки научных и образовательных программ «Фонд Биологических Исследований»
















НОВОСТИ



03 сентября 2016
Летний полевой сезон 2016 г. завершен. Все участники экспедиций вернулись домой. До новых встреч друзья!



02 июня 2016
Информация по экспедиции
«Полярный круг 2016»:
поскольку стоимость проезда к месту проведения экспедиции оказалась ниже предполагаемой, разница стоимости будет возвращена участникам.



23 марта 2016
Открыт набор в летние экспедиции «Полярный круг-2016»!





  Фото из экспедиций  
 

Фото из экспедиции

Видео из экспедиции


  Прогноз погоды  
 

Погода в районах проведения экспедиций:

Полярный круг

Хибины

Байкал

Большой Утриш

Горный Алтай



  Каталоги и ссылки  
 



АЛЬБАТРОС - Техника для приключений
Метизы и крепеж из нержавеющей стали
Радиостанции, антенны, GSM репитеры
Катера, яхты, надувные лодки и лодочные моторы
ТАКЕЛАЖ, ОСНАСТКА ДЛЯ ЯХТ
Ваш Солнечный Дом - разработка, продажа и установка систем автономного энергообеспечения на базе возобновляемых источников энергии
Экстремальный портал VVV.RU
Оснащение исследовательских и медицинских лабораторий.




 

Отчет о проведении Юношеской экологической экспедиции “Горный Алтай-2006”

 

Энтомология.

 

            Преподаватель - выпускник биофака МГУ, научный сотрудник Тверскогоского Государственного университета А. А. Клименко. 

         В начале для всех участников экспедиции было проведено вводное занятие по теме: “Клещи, их разнообразие, опасность для человека”.  Было рассказано о строении и образе жизни иксодовых клещей. Дано понятие природной очаговости трансмиссивных заболеваний на примере клещевого энцефалита. Подробно изложена техника безопасности и меры предосторожности при нахождении в природном очаге клещевого энцефалита.

            Далее занятия проводились по темам.

            1) Место насекомых в системе животного мира. Основные черты класса насекомых, их отличие от других   наземных   беспозвоночных,   морфологические   особенности,   позволившие   им   занять господствующее положение в наземных биоценозах (хитиновый экзоскелет, сегментация, деление тела на три отдела, способность к полету). Ограничения, накладываемые строением насекомых (экзоскелет, трахейное дыхание) на размер насекомых, и эволюционные преимущества мелких размеров.

            В ходе обзорной экскурсии дети ознакомлены с представителями основных отрядов (бабочки, жуки, двукрылые, прямокрылые, перепончатокрылые, клопы, сетчатокрылые,  равнокрылые, стрекозы, поденки, веснянки и др.). Даны первичные навыки работы с определителем.

            2) Индивидуальное развитие насекомых: полное и неполное превращение, промежуточные (поденки, веснянки) и архаичные типы (на примере ручейников и верблюдок). Преимущества и недостатки развития с полным и неполным превращением, роль стадии куколки.

            Проведена демонстрация образа жизни личинок в природе  в ходе экскурсии с рассказом о роли личиночной стадии в жизненном цикле.

            Проведена самостоятельная работа: содержание и выкармливание гусениц, наблюдение за их питанием, линькой, окукливанием и выходом имаго.

                3) Первичное представление о зоогеографии и истории формирования фаун. Морфологические черты, являющиеся адаптациями к жизни под пологом леса и на открытых местах (на примере сравнения короткоусых и длинноусых прямокрылых).

            Экскурсия с целью знакомства с фаунистическими комплексами таежных и горно-степных биоценозов. Продемонстрировано их сходство и различие, обусловленное различными абиотическими условиями (температура, в том числе ее суточные перепады, влажность, освещенность), а также историческими    причинами.

            4)  Типы  питания   насекомых, их   разнообразие   (фитофаги,   хищники,   сапрофаги, копрофаги, некрофаги, паразитоиды и т. д.). Строение ротового аппарата как приспособление к определенному типу питания (на примере саранчи,  клопа, бабочки, пчелы). Понятие о симбиозе, различные типы симбиоза на примере муравьев и тлей, растений и насекомых-галлообразователей, гусениц голубянок и муравьев. Насекомые-энтомофаги и их роль в регулировании численности фитофагов.

            В ходе экскурсии продемонстрировано многообразие связей насекомых с растениями на примерах ксилофагов (короеды), листогрызущих насекомых (гусеницы и ложногусеницы), сосущих (колонии тлей), опылителей (специализированные - шмели, неспециализированные - бронзовки). Понятие о  коэволюции  классов  цветковых растений  и насекомых.

         5) Почвенные биоценозы. Разнообразие почвенных беспозвоночных и адаптация их к обитанию в этой среде. Первичнобескрылые насекомые как пример форм, близких к эволюционным предкам современных насекомых. Роль беспозвоночных в процессах почвообразования.

            Демонстрация различных стадий этого процесса переработки органической массы (древесина, листовой опад) во время экскурсии. Лабораторная работа по типам адаптации почвенных членистоногих.

                6) Энтомофауна высокогорья (во время 2-х дневного похода  в гольцовую зону). Рассказ о насекомых горных тундр и их сходстве с полярными фаунами. Объяснение исторических причин этого сходства. Понятие ареала, различные типы ареалов. Пути формирования современных ареалов (на примере бореомонтанного типа). Видообразование, географическая изоляция как один из факторов этого процесса (на примере различных групп бескрылых горных насекомых). Морфологическая и физиологическая адаптация насекомых к суровым условиям высокогорья.

            В целом курс полевой энтомологии оказался наиболее интересным и познавательным для школьников среди прочих биологических дисциплин. 





 


 
  Общение  
 
 

Имя:
Код:

Регистрация
Забыли пароль?
 



 
  Полезная информация  
 

МППСС тренажер

  Наши друзья  
 
WWF Russia.

Магазин 

туристического снаряжения
Магазин туристического снаряжения


  Добавить сайт в:  
 



  Счётчики  
 


Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика





 

Copyright © ShamAN, 2004-2006.