Региональный фонд поддержки научных и образовательных программ «Фонд Биологических Исследований»
















НОВОСТИ



15 августа 2020
День открытых дверей в Федеральном детском эколого-биологическом центре
18 августа 2020 г. в 10:00



06 августа 2020
Экспедиции `Полярный круг 2020` и `Белое море 2020` успешно завершены.



06 сентября 2019
Все летние экспедиции проекта успешно завершены, участники вернулись домой.
С новым учебным годом друзья!
До новых встреч!






  Фото из экспедиций  
 

Фото из экспедиции

Видео из экспедиции


  Прогноз погоды  
 

Погода в районах проведения экспедиций:

Полярный круг

Хибины

Байкал

Большой Утриш

Горный Алтай



  Каталоги и ссылки  
 



АЛЬБАТРОС - Техника для приключений
Метизы и крепеж из нержавеющей стали
Радиостанции, антенны, GSM репитеры
Катера, яхты, надувные лодки и лодочные моторы
ТАКЕЛАЖ, ОСНАСТКА ДЛЯ ЯХТ
Ваш Солнечный Дом - разработка, продажа и установка систем автономного энергообеспечения на базе возобновляемых источников энергии
Экстремальный портал VVV.RU
Оснащение исследовательских и медицинских лабораторий.
Лучшие консервы из мяса в одном месте




 

Проект «Молодёжные образовательные экспедиции»

 

 

Утверждаю

Начальник экспедиции

«Полярный круг»

Невмянов Ш.А.

03.09.2009 г.

 

ОТЧЕТ

о проведении научно-практических занятий по микробиологии «Микрофлора  почв и пресных водоёмов района о. Оленевский (Кандалакшский залив Белого моря)» в рамках экспедиций

«Полярный круг» за 2008, 2009 годы.

 

Руководитель программы кандидат биологических наук,

ведущий научный сотрудник лаборатории генетики бактерий

ФГУП "ГосНИИгенетика"

Манухов И. В.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                I. Введение

II. Материалы и оборудование.

III. Порядок проведения занятий.

IV. Результаты анализа обсеменённости территории лагеря.

V. Заключение.

 

 

III. Порядок проведения занятий.

Занятия проводились независимо в 4 отрядах численностью примерно по 6-8 человек.  Одновременное проведение практических занятий с большим количеством детей приводит к определённым сложностям т.к. подобные занятия требуют пристального внимания в ходе непривычных для школьников манипуляций с микробиологическим оборудованием.

Продолжительность 1-го занятия составляет 2-3 часа. Для каждого отряда проводилось по 2 занятия. На первом занятии проводилась вводная лекция о существовании микромира, осуществлялся сбор посевного материала приготовление чашек Петри со средой и высев материала на чашки. Второе занятие проводилось через неделю и включало анализ полученных клонов на чашках и заключительную лекцию о эволюции бактерий и пользе правил гигиены.


В общем виде порядок проведения занятий включает:

 

Первое занятие:

 

  1. Сбор материала. Группа детей, проходящая практикум, получает инструктаж по сбору материала для занятий по микробиологии. Раздаются контейнеры  для сбора материала (пробирки 50, 15 и 1,5 мл с завинчивающимися крышками). Каждый ребёнок получает задание, в каком месте и как осуществлять сбор материала для проверки уровня обсеменённости микрофлорой. Смоченным тампоном собираются мазки (смывы) с поверхностей стола и полок для посуды в районе котлопункта (контролируется преподавателем). В районе туалета в непосредственной близости от ямы собираются образцы почвы (сбор производится преподавателем в присутствии практикантов-детей). В лабораторной палатке, пункте связи и кают-компании берутся смывы с поверхностей столов и приборов. Образцы воды, предназначенной для приготовления пищи берутся непосредственно из ёмкостей на котлопункте. Оставшиеся без специального задания дети, собирают образцы в соответствии со своей фантазией на территории лагеря.

  2. Приготовление среды сводится к тому, чтобы расплавить привезённую из Москвы среду. Банка из термостойкого стекла ставится в котелок с водой, который кипятится на малом огне на керосиновой плитке. Плавление агаризованной среды происходит примерно в течение часа.

  3.  За это время читается лекция о существовании микромира, вводится понятие генетики микроорганизмов, рассказывается об отличиях организации генома прокариот и эукариот. Контролируется собранный материал (рассматривается и расставляется в штативы), обсуждается, что мы ожидаем увидеть при высеве материала из собранных образцов.

  4. На лабораторный стол стелется чистый полиэтилен, который стерилизуется спиртом (протирается смоченной марлей). Дети предупреждаются о том, что нельзя класть локти на «стерильный» (условно) стол.

  5. Раздаются чашки Петри, каждая стерильно упакована производителем.

  6. Объясняется, как заливается чашка Петри, расплавленной, агаризованной средой. Для примера заливается 1-2 чашки преподавателем, затем банка со средой (замотана полотенцем – чтобы не обжечь руки) передаётся по кругу, все заливают свои чашки.

  7. Чашки сушатся в лабораторной палатке (практич. на свежем воздухе) в течение 30 мин.[1].

  8. Пока сохнут чашки, рассказывается как работать с автоматическими пипетками, спиртовкой и шпателем. Объясняется порядок нанесения образца (смыва или другой жидкости) на чашку и втирания жидкости в агар. Жидкость (от 20 до 100 мкл) распределяется по поверхности неравномерно (втирается в половину чашки и затем практически сухим шпателем проводится по оставшейся половине) с целью получения отдельных колоний микроорганизмов.

  9. Чашки закрывают крышками. Раздаются шпатели, спиртовки, пипетки.

  10. Для примера преподаватель высевает контрольную культуру клеток (Escherichia coli) на свою чашку. Дети высевают свои образцы на приготовленные чашки.

  11. Засеянные чашки подписывают с указанием даты, образца и фамилии посеявшего.

  12. Чашки аккуратно упаковывают в термоконтейнер, усредняющий дневную температуру и, когда рост колоний микроорганизмов становится хорошо заметен, проводится занятие по анализу выросшей микрофлоры.

 

[1] Этот момент был наиболее слабый в подготовке к экспедиции т.к. в полевых условиях не было возможности использовать ламинарный шкаф, стерильный бокс или ультрафиолетовую лампу.

 

 Второе занятие:

 

  1. Необходимо периодически контролировать рост колоний на чашках т.к. температура окружающей среды может от недели к неделе существенно меняться и соответственно второе занятие может быть проведено несколько раньше или позже намеченного срока.

  2. Чашки достаются из термоконтейнера и раздаются учащимся.

  3. Осуществляется осмотр чашек, определение титра колоний образующих единиц (КОЕ) в образцах (подсчёт, где это возможно, числа колоний).

  4. Делаются выводы об обсеменённости тестировавшихся участков территории лагеря.

  5. Читается лекция о филогенетическом многообразии микроорганизмов, движущих факторах эволюции бактерий. Приводятся доводы в пользу соблюдения элементарных правил гигиены.

                    

 

читать предыдущий...

читать далее...

 





 


 
  Общение  
 
 

Имя:
Код:

Регистрация
Забыли пароль?
 



 
  Полезная информация  
 

МППСС тренажер

  Наши друзья  
 
WWF Russia.

Магазин 

туристического снаряжения
Магазин туристического снаряжения


  Добавить сайт в:  
 



  Счётчики  
 


Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика





 

Copyright © ShamAN, 2004-2006.