I.
Введение
Район проведения экспедиции (Кандалакшский залив Белого
моря, о. Оленевский) сформированный под действием ледника во время
последнего верхневалдайского оледенения относится по схеме
геоботанического районирования к Кольско-Карельской подпровинции
Североевропейской таежной провинции (Геоботаническое
районирование.., 1989), и представляет собой типичный карельский
сельговый ландшафт с характерным чередованием голых скальных или
мелкоземистых (сложенных песком, галькой и валунами) вытянутых гряд
и бедных песчаных или торфяных болотных почв между ними. Основной
(до 80%) лесообразующей породой является Сосна обыкновенная (Pinus
silvestris) произрастающая в широком диапазоне от голых скал и
бедных песков до кислых торфяных болотных почв и образующая
ассоциации: сосняки багульниковые с напочвенным покровом
из сфагновых мхов, сосняки черничные с зелеными мхами в нижнем
ярусе, лишайниковые и брусничные сосняки. Остальной растительный
покров представлен сфагновыми грядово-мочажинные болотами и
березовыми лесами с примесью осины, сосны, ели с разнотравным,
кустарничково-зеленомошным или осоково-хвощевым покровом. На
побережье встречаются приморские луга (марши) различной степени
засоления. Среднелетняя температура воздуха составляет 150С,
средняя температура воды в местах водозабора у поверхности
составляет 15-180С. В подобных погодных условиях
предполагалось обнаружить (в основном) представителей холодолюбивой
микрофлоры, а так же микрофолоры связанной с пребыванием человека на
территории (Escherihia
coli,
Bifidobacterium sp.
и
по возможности
патогенных представителей энтеробактерий).
Для проведения практических занятий с детьми-участниками
экспедиции были приготовлены агаризованные богатые среды (пептон и
дрожжевой экстракт с физиологической концентрацией солей) для
анализа обсеменённости различных участков территории лагеря, включая
котлопункт, туалет, лабораторную палатку, пункт связи, кают-компанию
и др., а также мест забора питьевой воды на острове и материковой
части района и проб воздуха. Проверка обсеменённости осуществлялась
путём высева образцов (воды питьевой, воды для приготовления пищи и
смывов с твёрдых поверхностей) или для поиска микроорганизмов в
воздушной среде путём инкубации открытых чашек в течение часа в
помещениях палаток или на открытом воздухе. Рост микроорганизмов
осуществлялся в термоконтейнере, предотвращающем резкие перепады
температуры.
Целью проведения настоящих занятий было:
1.
Практическое ознакомление детей с окружающей микрофлорой. Используя
полученные в ходе занятий материалы, демонстрирующие морфологическое
разнообразие колоний предполагалось обсудить движущие факторы
эволюции микроорганизмов. Демонстрацию микрофлоры некипячёной воды и
образцов почв, взятых поблизости от туалета, предполагалось
использовать как материал для наглядной агитации в пользу соблюдения
элементарных правил личной и общественной гигиены.
2.
Предварительное обследование вышеперечисленных территорий на
соответствие санитарно-гигиеническим нормам для организации детского
лагеря и проведения детско-юношеской экспедиции. Проведение подобных
обследований в рамках научно-практических занятий важно как для
оценки необходимости проведения полномасштабной проверки в
соответствии с принятыми нормативными документами (ГОСТ 18963-73,
МУК 4.2.1018-01, и МУК 4.2.734-99), так и для принятия по
результатам предварительной проверки дополнительных мер по
санитарно-гигиенической безопасности детского лагеря.
|